Вентиляция гаража своими руками: виды, схемы, правила обустройства

Погреб требует обустройства качественной вентиляции

Целесообразность применения систем вентиляции в различных типах гаражей

Содержание

  • Целесообразность применения систем вентиляции в различных типах гаражей
    • Неотапливаемый гараж
    • Гараж с подвалом или смотровой ямой
  • Экономический вопрос в оборудовании гаража вентиляцией
  • Изготовление и установка вентиляционных систем в гараже

Неотапливаемый гараж

Распространены как металлические, так и капитальные строения из кирпича. Большой объем неотапливаемого помещения способствует повышенному образованию конденсата. Образование конденсата объясняется резкими перепадами температур окружающей среды. Отсутствие вентиляции способствует оседанию конденсата вместе с токсичными частицами, которые находятся в выхлопных газах, на поверхность автомобиля. Чтобы исключить пагубное влияние конденсата на автомобиль достаточно сделать даже своими руками естественную вентиляцию.

Гараж с подвалом или смотровой ямой

Особенность данного типа гаража в том, что температура в смотровой яме или подвале зимой будет всегда отличаться от температуры в самом гараже. Это связано с физическими особенностями грунтов. А перепад температуры естественно способствует образованию конденсата в больших количествах. Тут естественная вентиляция в гараже просто не подойдет из-за «непродуваемости» помещений нижнего уровня. Для обеспечения вентиляции в подвале логичнее сделать комбинированную вентиляцию в качестве версии «эконом» или механическую приточно-вытяжную систему, однако не стоит забывать, что она достаточно дорогая и устанавливать ее своими руками не всегда и правильно.

Как сделать дешевую, но хорошую вентиляцию

Без нормального проветривания образуется сырость, которая постоянно скапливается на потолке, стенах и плинтусах. От нее гниет ткань, трухнет дерево и ржавеет металл. Из-за сырости вырастает плесень, от которой зеленеют стены и потолок. И если будете работать во влажном помещении с плесенью, то на «ремонт» поедете уже Вы — к врачу-микологу.

В холодное время года (осень-весна) на потолке скапливается конденсат. В потолке ржавеют металлические конструкции и шурупы, а конденсат вместе со ржавчиной падает на машину. Ржавчина въедается в краску и от нее остаются пятна. Чтобы не оседал конденсат, нужно хорошее проветривание.

Пример организации естественной вентиляции

Самая простая схема состоит из двух(!) вентиляционных каналов. Один монтируется в стену снизу, чтобы от земли заходил холодный воздух, а второй — вверху противоположной стены, для выхода теплого воздуха. Двигатель автомобиля нагревает гараж и внутри увеличивается температура. Со временем она становится выше, чем снаружи, и холодный воздух из улицы заходит в теплое помещение. Затем он нагревается и выходит через верхний канал.

Если гараж большой — на два автомобиля, можно сделать четыре вентиляционные отверстия — на разных стенах, но обычно хватает и двух. Диаметр канала подбирается из расчета площади помещения. В среднем на 1 м2 площади нужно 15 мм диаметра отверстия. Но об этом Вам точно расскажет уже специалист из магазина вентиляционного оборудования (АксиомПлюс).

Для более эффективного проветривания каналы делают по диагонали — друг напротив друга. Нижний должен быть на 20-30 см выше земли, чтобы в дождливую погоду во внутрь не затекала вода, а зимой не засыпал снег. Верхний монтируется возле самого потолка. С наружной стороны вентиляционные отверстия обязательно закрывают вентиляционными решетками.

Чтобы воздух циркулировал быстрее, необходимо создать разницу давления.

Для этого вертикальная дистанция между отверстиями должна превышать три метра.

Высота гаража часто не позволяет это сделать, поэтому снаружи от верхнего канала выводится вытяжная труба с конусообразным или пирамидальным колпаком от дождя.

Такая вентиляция — самый простой и дешевый способ избавится от влаги, но естественное проветривание не всегда эффективное. Например, летом в жаркую погоду, когда на улице теплее чем внутри, гараж будет плохо проветриваться.

Читайте также:  Всё о заправке автокондиционеров фреоном

Если Вы храните или планируете хранить в гараже бензин, тогда лучше установите принудительную вентиляцию.

От высокой температуры бензин испаряется и пары быстро наполняют воздух внутри, что увеличивает опасность возгорания, да и в принципе, дышать ими опасно. Помещение с горючими материалами должно хорошо проветриваться, а естественная вентиляция не справится с этой задачей.

Незаменимость принудительной вентиляции при наличии легковоспламеняемых жидкостей

Здесь, помимо вентиляционных отверстий, понадобится вентилятор. Так Вы сможете проветрить помещение даже в жаркую погоду. Вентилятор принудительно выталкивает менее прогретый воздух наружу, а за счет разницы давления во внутрь заходит теплый воздух с улицы.

Монтаж и расположение воздуховодов, как и у естественной вентиляции. Единственное, здесь уже можно обойтись без вытяжной трубы, так как воздух выкачивает вентилятор и нет смысла делать большую вертикальную дистанцию между каналами.

Так помещение быстрее и лучше проветривается. Это полезно, если например, в холодную погоду Вы заводите автомобиль для прогрева, не выгоняя его на улицу. Внутри сразу скапливается выхлопной газ — опасный для здоровья человека. В отличие от принудительной, естественная вентиляция не выведет быстро газы. А вентилятор за 5-10 минут полностью проветрит помещение.

Самый дешевый вентилятор будет стоить около 15$. Производительность — от 80 м3/час, чего вполне хватит для небольшого гаража. При этом такой вентилятор еще и очень экономный — его мощность составляет всего 12-15Вт. Даже если он будет работать все время (хотя такой необходимости нет), за месяц «сожрет» всего 10 кВт электричества. Внутри всегда будет сухо и свежо.

Вентиляция не всегда спасает от сырости на 100%, чтобы полностью от нее избавиться оборудуйте отопление.

Руководство по монтажу комбинированной приточно-вытяжной системы

Необходимо обратить внимание на схему устройства такой вентиляционной системы (рис. 2). По своему строению комбинированный воздуховод похож на рассмотренный ранее, естественный. Сначала создаются все те же 2 отверстия. Преимущество в том, что какой-либо строгой зависимости по расположению приточного и вытяжного отверстий нет.

Схема погреба с вытяжными каналами.

При желании их можно сделать даже на одинаковом уровне и на одной стене. Правило лишь одно: каналы нельзя обустраивать друг напротив друга. Если вы это сделаете, воздушная цепь попросту замкнется, и в гараж не будет попадать свежий воздух.

Главным элементом комбинированного воздуховода является специальный вентилятор. Именно за счет него происходит комбинированной вентиляции является то, что она может работать в течение всего года.

Такая вентиляция является отличным решением. Она эффективно выполняет все возлагающиеся на нее задачи и не требует больших затрат. Диаметр каналов подбирается так, как и в предыдущем случае. Периодически систему нужно проверять на правильность работы вентилятора. При желании можно установить реле, которое будет выключать систему автоматически.

Дефлектор для системы гаражной вентиляции

Это устройство способствует увеличению вытяжной тяги до 20% без применения каких-либо механических приспособлений – за счет образования зоны низкого давления у оголовья воздуховода.

Основываясь на законе Бернулли, дефлекторы меняют движение потоков воздуха благодаря своей конструкции (сечению).

Параметры элементов дефлектора ЦАГИ привязаны к диаметру вытяжного вентканала. Цифрами на схеме обозначены: оголовок вытяжки (1); стакан диффузора (2); внешний корпус (3); стойки колпака (4); колпак (5)

Ветер вынужден огибать изогнутый корпус дефлектора, что приводит к образованию миниатюрных зон относительного вакуума, побуждающих массу воздуха в трубе двигаться вверх.

Конструкционно вентиляционный дефлектор (на примере проекта ЦАГИ, см. изображение) состоит из:

  • диффузора (стакана), имеющего форму усеченной конической трубы. Узкой стороной он одевается на вытяжную трубу. Способствует установлению разницы воздушного давления и усилению тяги;
  • колпака (зонта), предохраняющего канал воздуховода от проникновения летучего мусора и атмосферных осадков;
  • внешнего корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Создает зоны низкого давления путем рассечения ветрового потока.
Читайте также:  Как правильно сделать вентиляцию в ванной комнате и туалете в квартире

Тип дефлектора ЦАГИ широко используется для усиления естественной тяги вентиляционных труб в России. Наряду с ним известны ротационные, тарельчатые, флюгерные и H-образные дефлекторы.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями (наличием ветра). Т.е. при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.

Определяющим моментом является близость конька кровли. Чем он ближе к трубе, тем выше ее следует поднять

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Требования к вентиляции

Как сделать вентиляцию, которая будет обеспечивать оптимальное устранение пыли и влажности в погребе? Правильный обмен воздуха представляет собой замену влажного и загрязненных воздушных масс на свежие. Вредные пары беспрепятственно покидают помещение. Чтобы система работала, понадобится соорудить специальные воздуховоды. По ним будут циркулировать воздушные массы. Во время работы следует учесть несколько важных правил:

  • По нормативам на 1 кв. м площади подвала необходимо создать канал сечением 26 кв. см.
  • Трубы для притока и вывода воздуха должны быть идентичными.
  • Чем выше расположено окончание трубы над крышей, тем интенсивнее в гараж будет поступать свежий воздух. Если разместить выход патрубка на 80 см выше самой высокой точки кровли, тяга будет оптимальной.
  • В конец трубы обязательно установить дефлектор. Это поможет увеличить тягу, а также позволит создать область разряженного давления. Отток воздуха станет более интенсивным.
  • Чтобы в вентиляционные каналы не попали грызуны, ветки и листья, выход и вход закрывается защитными решетками.

При соблюдении таких правил система вентиляции будет работать максимально качественно. Разобравшись с теорией, стоит приступать к практическим действиям.

Организация принудительной вытяжки

Принудительная вентиляция в подвале гаража устраивается посредствам добавления в систему электрических вентиляторов. Сделать такую вентиляцию несложно. Ее основное преимущество – поддержка нормального температурного и влажностного режима независимо от сезона и капризов погоды.

Схема монтажа канального вентилятора.

Схема устройства контролируемой вентиляции практически не отличается от принципов создания естественной вентиляции погреба под гаражом: трубы крепятся по аналогичному принципу, после чего внутрь вытяжной трубы монтируется вентилятор. За счет вентилятора гарантируется наличие свежего воздуха в любой момент, когда он необходим. Следует отметить, что создать такую вытяжку можно не только с помощью вентилятора.

Вот еще способы:

  • Поворотный диффузор-флюгер. Это устройство монтируется на вершину приточной трубы и работает при напоре ветра.
  • Эффективную вентиляцию в погребе под гаражом также обеспечивает дефлектор, создающий зону разреженного воздуха и способствующий улучшению воздухообмена. Дефлекторы устанавливаются на верхушке вытяжной трубы.
  • Традиционный вариант – монтаж нагревательной лампочки в вытяжной трубе. Это позволит улучшить вытяжку, которая будет обеспечена за счет нагрева воздуха, движущегося по трубе.

Вентилятор встроенный в вытяжную трубу.

Конечно, самым продвинутым способом организации принудительной вентиляции погреба под гаражом можно назвать механизированный тип, когда циркуляцию воздуха регулирует моноблок. Установленное в нем ПО полностью управляет модульной системой, поэтому подобная вытяжка является лучшим вариантом на сегодняшний день. Единственная проблема заключается в высокой цене системы.

Некоторые требования по безопасному производству работ

Соблюдение элементарных правил техники безопасности при выполнении работ по устройству вентиляции создадут комфортные условия и обеспечат невозможность получения травм исполнителем:

  1. Наличие аптечки для оказания первой медицинской помощи.
  2. Обеспечение достаточного уровня освещения места выполнения работы.
  3. Использование индивидуальных средств защиты (рукавицы, очки, респираторы, спецодежда и обувь).
  4. Перед началом применения электроинструмента (электродрель, перфоратор, болгарка) проверить исправность включателей, заземляющего устройства.
  5. Категорически запрещается работать электроинструментом в плохо освещенных местах.
  6. Работать на приставной лестнице без соответствующей страховки нельзя.
  7. После окончания выполнения работ электроинструмент необходимо обесточить.
  8. Если на улице снегопад, дождь, гололед, запрещено монтировать дефлектор на крыше.
  9. При монтировании трубных участков воздуховодов на высоте запрещается нахождение людей под трубами.
Читайте также:  Как установить расширительный бак в системе отопления

Сборка «правильной» вентиляции в гараже своими руками не представляет большой сложности. Выбирая определенный тип, необходимо ориентироваться на финансовые возможности, но не забывать, что качественная вентиляция в гараже – залог долговременного поддержания автомобиля в хорошем состоянии.

ВконтактеFacebookTwitterGoogle+Одноклассники

Наиболее распространенные схемы организации вентиляции

Схемы вентиляции отличаются расположением входа и выхода воздушных потоков. Наиболее распространен вариант подачи воздуха в нижнем углу мастерской с выводом отходящих газов под потолком угла, расположенного по диагонали. Для больших помещений можно сделать несколько входных патрубков по периметру. При этом вытяжка в специализированном гараже для покраски монтируется над его центральной частью.

В гаражах, оборудованных ямой, существует угроза скопления вредных газов в заглубленных участках. Чтобы решить эту проблему организуют опуск одного из вытяжных каналов в самую нижнюю точку ямы. Для улучшения процесса сушки красителей и оптимизации температурного режима часто устанавливают отдельный вентилятор, обеспечивающий циркуляцию воздушных масс внутри помещения.

Критерии выбора оптимальной схемы вентиляции

Любое помещение, вне зависимости от целей его использования, будет дольше служить, если организовать в нем качественную циркуляцию воздуха. И гараж, где хранится автомобиль, не исключение.

Размеры трубы для вытяжки в гараже.

Как было сказано ранее, при правильно организованной вентиляции можно избежать образования коррозии на деталях машины и, как следствие, продлить ее срок службы. Также за счет циркуляции воздуха происходит выведение выхлопных газов и вредоносных соединений, которые образовываются во время работы двигателя.

Существует несколько методов организации вентиляции в гараже:

  • естественная;
  • принудительная;
  • комбинированная.

Каждый из этих способов организации циркуляции естественного воздуха и его отведения из помещения имеет свои преимущества и недостатки. Все зависит от того, в каких условиях находится гаражное помещение: если есть возможность организации естественного воздухооотведения, то лучше отдать предпочтение данному методу.

За неимением такой возможности, когда естественная вентиляция не реализовывает отведение воздуха, лучше сразу позаботиться о принудительной системе воздухоотведения.

Выбор схемы вентиляции также зависит от капиталовложений: наиболее выгодной является естественная вентиляции, поскольку она не требует приобретения дополнительного оборудования и использования электроэнергии с целью его функционирования. В свою же очередь максимальной эффективной, но и самой дорогостоящей, будет механическая вентиляция.

Вентиляция гаража зимой

Гараж – строение, вентилирование которого нельзя прекращать зимой. На это есть несколько причин:

  • Зимой больше, чем обычно, на автомобиле остается много влаги (снег, наледь, грязь). В гараже снег, лед тают, влага испаряется. При достаточном проветривании кузов машины сохнет быстрее. Если вентилирование слабое, или отсутствует вовсе, могут начаться коррозийные процессы.
  • Кроме того, избыточная влажность воздуха отрицательно влияет на само строение. Металлическая гаражная конструкция будет быстро ржаветь, кирпичная постройка также со временем станет разрушаться, появится плесень.
  • Выхлопные газы, испарения химических веществ обязательно должны выводиться системой вентиляции наружу. Иначе это негативно отразиться на здоровье автовладельца. Если под гаражом размещен погреб, вредные вещества буду попадать в него, отравляя хранящиеся там продукты.

Как сделать вентиляцию в гараже своими руками? Просто и легко! >>>

Вентиляция гаража зимой

В небольшом гараже достаточно организовать естественное проветривание, обустроив его приточными, вытяжными каналами. Улучшить можно с помощью вентиляторов, которые усилят циркуляцию воздушных потоков. Зимой воздушная тяга достаточно сильная за счет большого перепада температур внутри гаража и снаружи. Регулировать потоки помогут установленные внутри вентиляционных труб заслонки.

Также по возможности зимой следует прогревать гаражное помещение отопительными приборами, чтобы просушить его, убрать избыточную влагу от растаявшего снега, улучшить рециркуляцию воздухопотоков внутри гаража, смотровой ямы, а также подвала.

Следует помнить, что при вентилировании смотровой ямы автомобиль нельзя ставить на выходе отработанного воздуха из нее. Отводимый воздухопоток, особенно зимой, более влажный, при продолжительном контакте с ним кузовной металл будет корродировать.