Гигиенические требования к микроклимату учебных помещений

Чтобы этого не допустить, лучше использовать наружные системы кондиционирования и вентиляционные фильтры для очистки атмосферного воздуха, ставить воздухоочистители, кондиционеры, которые уменьшают концентрацию углеводородов, оксидов азота, аэрозолей, жировых туманов, а также взвешенных минеральных частиц. Решать эти эколого-гигиенические проблемы необходимо на уровне управления образования, администрации района, города.

Микроклиматические условия в учебных помещениях и способы поддержания их оптимальных условий. Приборы и методы определения микроклиматических параметров.

Микроклиматические условия учебных помещений характеризуются температурой воздуха, относительной влажностью воздуха, скоростью движения воздуха, интенсивностью теплового (инфракрасного) облучения, температурой поверхности.

В помещениях дошкольных учебных заведений температура воздуха должна составлять: в игровой и раздевальной ясельных групп — 22 Сº, дошкольных — 20-21 Сº; в спальне ясельных групп — 21 Сº, дошкольных — 19 Сº; в туалетной ясельных групп — 22 Сº, дошкольных — 20 Сº; в залах для музыкальных и физкультурных занятий — 19 Сº; в помещениях бассейна — 29-30 Сº; в медицинских помещениях — 22 Сº. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей принимается 40-55%.

В помещениях общеобразовательных учебных заведений относительная влажность воздуха должна быть 40-60%, температура воздуха в классах и кабинетах — 17-18 Сº, в мастерских по обработке металла и дерева — 16-18 Сº, в спортивных залах — 15-17 Сº, в раздевальных при них — 19-23 Сº, в актовом зале — 17-20 Сº, в библиотеке — 16-18 Сº, в медицинских кабинетах — 21-23 Сº, в спальных помещениях — 18-20 Сº, в умывальных — 20-23 Сº, в вестибюле, гардеробе — 16-19 Сº, в туалетах — 17-21 Сº, в душевых — не ниже 25 Сº.

Температура ниже указанных нормативов недопустима.

Соблюдению температурного режима способствуют использование строительных материалов с теплоизоляционными свойствами, бесперебойное функционирование систем отопления, застекление окон, утепление окон, дверей, своевременный ремонт кровель, ликвидация щелей и т. п.

Изменение воздушной среды помещений возможно также вследствие выделения химического загрязнения при неправильном использовании полимерных материалов, дезинфицирующих средств, неисправности вытяжных устройств и др. Химические загрязнения могут оказывать аллергизирующее, раздражающее и даже токсическое действие.

Для обеспечения оптимальных условий пребывания детей в учебных помещениях необходимо проводить и мероприятия, направленные на профилактику загрязнения воздуха:

— приведение численности детей в соответствие гигиенической норме вместимости;

— использование помещений учреждений по назначению;

— использование оборудования, полимерных материалов, моющих, дезинфицирующих средств только при наличии документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;

— регулярное и правильное проветривание;

— ежедневная влажная уборка помещений, при необходимости с использованием дезинфицирующих средств.

Соблюдение воздушно-теплового режима способствует уменьшению случаев заболеваний острыми респираторными инфекциями и иными болезнями.

В обычных условиях для измерения температуры воздуха используются термометры (ртутные или спиртовые), термографы (регистрирующие изменение температуры за определенное время) и сухие термометры психрометров.

Читайте также:  Как выбрать вентилятор для дома? Подробная инструкция для покупателей

Для определения влажности воздуха применяются переносные аспирационные психрометры (Ассмана), реже стационарные психрометры (Августа) и гигрометры. При использовании психрометров дополнительно измеряют атмосферное давление с помощью барометров – анероидов.

Скорость движения воздуха измеряется крыльчатыми и чашечными анемометрами.

Аспирационный психрометр МВ-4М

Аспирационный психрометр МВ — 4М предназначен для определения относительной влажности воздуха в диапазоне от 10 до 100 % при температуре от -30 до +500 С. Цена деления шкал термометров не более 0,20 С. Принцип его работы основан на разности показаний сухого и смоченного термометров в зависимости от влажности окружающего воздуха.

Анемометр крыльчатый АСО-3

Крыльчатый анемометр применяется для измерения скоростей движения воздуха в диапазоне от 0,3 до 5 м/с. Ветроприемником анемометра служит крыльчатка, насаженная на ось, один конец которой закреплен на неподвижной опоре, а второй через червячную передачу передает вращение редуктору счетного механизма. Его циферблат имеет три шкалы: тысяч, сотен и единиц. Включение и выключение механизма производится арретиром. Чувствительность прибора не более 0,2 м/с.

Портативный измеритель влажности и температуры ИВТМ – 7

Прибор предназначен для измерения относительной влажности и температуры, а также для определения других температуро-влажностных характеристик воздуха.

Анемометр Testo – 415

Прибор предназначен для измерения скорости воздуха и температуры в помещениях. Информация отображается на большом двухстрочном дисплее. Прибор имеет возможность усреднения результатов измерений по времени и числу замеров.

Гигиеническая оценка микроклимата учебных помещений

Гигиеническая оценка микроклимата учебных помещений.

Цель: Ознакомление студентов с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования отдельных ее параметров; с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению общеобразовательных учреждений, показателями для их оценки и нормирования.

Оборудование: психрометры (Августа и Акссмана); рулетка, анемометры (чашечный и крыльчатый); катотермометр, люксметр, компас, сантиметровая лента, калькуляторы, водяная баня.

Методика работы.

На данном занятии студентам необходимо научиться оценивать микроклимат классной комнаты, пользоваться санитарными нормами и правилами; работать с различными приборами, вычислять санитарно-гигиенические показатели для оценки воздушной среды обитания, а также уметь устранять нарушения, которые мешают правильному проведению учебно-воспитательной работы.

 Гигиеническая характеристика классной комнаты

 В настоящее время определение в классных помещениях температуры и влажности воздуха производят с помощью статического психрометра (психрометр Августа) или динамического аспирационного психрометра (Ассмана). Двумя данными приборами можно оценить состояние температурно-влажностного режима.

 а) Определение относительной влажности воздуха. 

Психрометрами определяют относительную влажность воздуха в классной комнате, мастерской, компьютерном классе. Название прибора происходит от греческого слова «психрос»–холодный.

При помощи статического психрометра (психрометра Августа) определение температуры и влажности воздуха производят в 3-х точках, а именно: в первом, втором и третьем рядах парт. Он подвешивается на расстоянии 0,5м от окна, в зоне дыхания, на высоте 1,2-1,5 м.

Измерение производят в течение 4 минут. Измерение следует проводить до и после уроков, или в начале и по истечении каждой из перемен.

Затем относительную влажность находим с помощью специальной психрометрической таблицы.

Относительной влажностью называется отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженной в процентах.

Абсолютной влажностью называется количество водяных паров в граммах, которое содержится в 1куб. м воздуха в момент насыщения.

Дефицитом насыщения называется разность между максимальной и абсолютной влажностью.

Точка росы – температура, при которой величина абсолютной влажности равна максимальной.

При гигиенической оценке микроклимата наибольшее значение имеет величина относительной влажности.

ПРИМЕР.

Сухой термометр показывает 18 градусов C°, а влажный 13 градусов C°.

В первом вертикальном столбце находим показания сухого термометра, а в горизонтальном ряду, идущем от этой температуры вправо, отыскиваем показание влажного термометра 13 градусов C°, но если эта цифра в таблице отсутствует, берем наиболее близкую к ней цифру Находим искомую относительную влажность 45%. (Гигиеническая норма влажности составляет от 40 до 60%).

Читайте также:  Обустройство вентиляции подвала в частном доме: схемы, монтаж

б) Определение температуры воздуха.

Температуру воздуха определяют спиртовым термометром в тех же 3-х точках. Результаты сравнивают с гигиеническими нормами 18-20 градусов C° – температурой комфорта.

При измерении температуры воздуха в классной комнате термометр необходимо экранировать от холодных или горячих поверхностей. С момента установления термометра в точках до снятия измерений должно пройти 10 минут.

Измерение производится в 3-х точках (у наружной стены, у внутренней стены, в центре класса – зоне дыхания).

Чтобы получить среднюю температуру в помещении, измерения следует обязательно провести в различных местах (около стен: наружной и внутренней, около окон, у пола). После чего показания термометров суммируют и делят на количество измерений.

Следует отметить следующее, что до начала занятий в классных комнатах следует поддерживать температуру 15 градусов C°.

В связи с этим: учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблоков).

В каждом учебном помещении различают: рабочую зону (зона, где размещены столы или парты для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

Режим дня

Перед приемом несовершеннолетнего в детский сад необходимо получить медицинское заключение, которое станет основанием для определения ребенка в группу. Отсутствие документа дает право руководителю организации отказать в зачислении малолетнего в список воспитанников.

Сотрудники организации (воспитатели) отвечают за ежедневный прием детей в группу. Они осуществляют осмотр несовершеннолетних самостоятельно или с участием медицинского работника.

Прием в группу детей с подозрением на заболевание не допускается. При выявлении проблем со здоровьем после приема, несовершеннолетний подлежит изоляции в кабинете медработника до прихода родителей.

В случае подозрения на заболевания несовершеннолетнему измеряется температура. После каждого использования необходимо обрабатывать термометры. Обработанные градусники хранятся отдельно от использованных. Обрабатываемое оборудование должно быть недоступно для детей.

Если ребенок отсутствовал в группе более 5 дней, его прием возможен только при наличии справки от педиатра с печатью об отсутствии инфекционных контактов. В количество дней не включаются праздники и выходные.

Режим сна определяется в соответствии с возрастом. Для несовершеннолетних от 0 до 3 лет этот вопрос устанавливает врач, от 3 до 7 лет – дневной сон должен быть 2 – 2,5 часа, через 5,5 – 6 часов после прихода в дошкольное учреждение.

Режим сна

Возраст ребенка Продолжительность сна в сутки Количество дневного сна
1 От 3 до 7 лет 12 часов 1 раз до 3 часов
2 От 1,5 до 3 лет 12,5 часов 1 раз не менее 3 часов
3 От 1 до 1,5 лет 12,5 часов 2 раза до 3,5 часов

Продолжительность прогулки в детском саду составляет не менее 3 – 4 часа в день. Время может варьироваться в зависимости от погодных условий или делится на 2 прогулки.

Питание в детском саду организуется в зависимости от времени нахождения в группе. Если ребенок находится в саду полный день (10 – 12 часов), его необходимо кормить каждые 3 – 4 часа. Для воспитанников групп краткосрочного пребывания (не более 5 часов) организуется одноразовое питание.

Воспитатели ДОУ должны проводить с детьми развивающие занятия. СанПиН закрепляет их длительность. Продолжительность занятий зависит от возраста детей.

Читайте также:  Как часто нужно проводить дезинфекцию воздуховода

Рекомендации по занятиям с воспитанниками

Дети (возраст) Время непрерывного урока (мин) С до (мин) С до (мин)
1 От 6 до 7 30 90 30
2 От 5 до 6 25 45 25
3 От 4 до 5 20 40
4 От 3 до 4 15 30
5 От 1,5 до 3 10 10 10

Для оздоровления несовершеннолетних, в течение дня в детском саду нужно проводить уроки физического воспитания. В них включается массаж и перечень упражнений. Продолжительность утренней гимнастики зависит от возраста ребенка.

Уроки физвоспитания проводятся 3 – 4 раза в неделю. Для несовершеннолетних от 5 до 7 лет один урок обязательно проводится на улице.

Продолжительность гимнастики зависит от возраста детей и совпадает с временем непрерывного занятия. Дополнительно в рамках оздоровления возможна организация уроков закаливания.

Какой должна быть температура воздуха в комнате

В разных странах и городах норма комфортного температурного режима разная, и связано это, в первую очередь, с климатическими особенностями данной местности. Для того чтобы определить, какая температура воздуха является оптимальной для конкретного помещения, нужно учитывать еще и то, насколько влажный в нем воздух.

Кроме того, стоит отметить что в зависимости от времени года микроклимат также меняется. К примеру, зимой квартира обогревается с помощью батареи и температура в ней немного меньше чем в летний период, когда отопление заменяет теплое солнышко.

В холодное время года воздух в помещении должен быть прогрет до +22 градусов по Цельсию, а в теплое – до +25. На первый взгляд такая разница может показаться незначительной, но на самом деле это не так.

Комнатная температура

Пожалуй, ни для кого не секрет что воздух в квартире прогрет неравномерно. Температурный режим во многом зависит от того, какую функцию выполняет комната:

Какой должна быть температура воздуха в комнате
  • Для того чтобы не мучиться от головных болей и не страдать от бессонницы в спальне должна колебаться от 17°С до 18°С.
  • Такая комната, как кухня, сама по себе содержит немало предметов способствующих увеличению комнатной температуры: духовой шкаф, электрочайник, плита и др. Поэтому воздух в ней должен быть прогрет лишь до 19°С.
  • Должный температурный режим для ванной несколько выше, чем для других помещений. Он должен составлять 24−26 °С, так как, в противном случае, данное помещение будет казаться чересчур сырым.
  • Одним из самых важных помещений в квартире является детская комната. Температур в ней зависит от того какого возраста ребенок там живет. Так, например, новорожденный малыш чувствует себя наиболее комфортно если температура составляет где-то 23−24°С, а ребенку более старшего возраста нужен температурный режим пониже — 21−22°С.
  • В остальных жилых помещениях оптимальная температура воздуха может варьироваться от 18 до 22°С.
Какой должна быть температура воздуха в комнате

Дополнительно стоит отметить, что должный температурный режим обязательно нужно поддерживать во всех помещениях и при этом стараться, чтобы переходя из одной комнаты в другую, вы не чувствовали чересчур сильных перепадов температуры воздуха. Нормальный и комфортный для человека температурный режим подразумевает, что перейдя, к примеру, из гостиной на кухню, вы не почувствуете существенной разницы, так как температура изменится максимум на 2 градуса в ту или иную сторону.

Какой должна быть температура воздуха в комнате
Какой должна быть температура воздуха в комнате